Научно-исследовательский институт педагогики и психологии     http://www.ppnii.ru/


НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Семинар "ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА"

                 ЦИТИРОВАТЬ  
              Волкова М.В.  ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ / М.В. Волкова / Материалы научно-методического семинара. 2021. - 
URL: https://ppnii-seminars.nethouse.ru/TEKHNOLOGIYA-POLNOGO-USVOENIYA-volkova-m-v-sem (Дата обращения: __)

 

Ведет семинар

доктор педагогических наук,

директор НИИ педагогики и психологии

Марина Владиславовна ВОЛКОВА


Еще в 60-е годы прошлого (XX) века американскими психологами

Дж. Кэрроллом и Б. Блумом была выдвинута идея полного усвоения. Они исходили из того, что разброс успеваемости обычно объясняется соответствующим разбросом способностей к обучению. Однако Дж. Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковые для всех учебное время, способ предъявления информации и т.д.). Единственное, что остается незафиксированным, - это … результаты обучения.


Кэрролл предложил сделать постоянным, фиксированным параметром результаты обучения.  В таком случае условия будут меняться, подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата.


Этот подход был поддержан и развит Б. Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его ТЕМПОМ  УЧЕНИЯ не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б. Блум изучал способности учащихся при обучении разным предметам в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается.  Он выделил следующие категории учащихся:

  • малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
  • талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные; эти дети могут учиться в высоком темпе;
  • обычные учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок, около 95% учащихся могут полностью осваивать все содержание обучения (для остальных усвоение останется неполным, как фактически и происходит в традиционном обучении для значительного числа учащихся).


Реализуя данный теоретический подход, последователи Дж. Кэрролла и

Б. Блума (Дж. Блок, Л. Андерсон и др.) разработали методику обучения на основе полного усвоения. Анализ основных элементов этой методики, с точки зрения современной педагогики, позволяет рассматривать ее как технологию.


Приведем пример реализации этой технологии в условиях

классно-урочного обучения.









... при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных  рамок, около 95% учащихся могут полностью осваивать

всё содержание обучения.